>> В Госдуме встали на защиту жертв «Европротокола»

Комитет Госдумы по финрынку подготовил законопроект, который полностью лишает страховщиков ОСАГО права на регресс в случаях, когда виновник ДТП забыл направить страховщику бланк извещения об аварии.

 Лишить права на регресс

В подготовленном комитетом законопроекте предлагается признать подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона об ОСАГО утратившим силу. Норма предусматривает право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред, если оно после оформления европротокола не направило в течение пяти дней своему страховщику ОСАГО извещение о ДТП.  

В документе за подписью председателя комитета Анатолия Аксакова указывается, что данный пункт включен в проект федерального закона, который в настоящее время проходит согласование в заинтересованных ведомствах. Комитет планирует вынести названный законопроект для рассмотрения Государственной думой во втором чтении в апреле текущего года. 

Законопроект, о котором идет речь, инициирован Правительством РФ и направлен на реформу норм об ОСАГО. Он уже прошел первое чтение (в частности, снимает запрет на перестрахование в ОСАГО), но описанной выше нормы в своей редакции не содержал. Комитет по финрынку является ответственным и профильным комитетом по законопроекту.

Предвестник от ЛДПР

Инициатива ЛДПР, поданная раньше, была сформулирована мягче: предлагалось, что у виновника не будет обязанности извещать страховщика, если оба участника аварии застрахованы в одной страховой компании. Второе предложение депутатов Архангельского ЛДПР – ограничить право на регресс только 1/10 от суммы возмещения. 

Комитет по финрынку указывает, что данные предложения отпадут за ненадобностью, если страховщики в данном случае будут полностью лишены права на регресс.
 
Депутат Архангельского областного собрания Игорь Арсентьев (ЛДПР), один из инициаторов первоначального законопроекта, заявил АСН, что поддерживает любой путь внесения указанных норм закона об ОСАГО, если они будут иметь перспективу скорейшего принятия. Актуальность обозначенной проблемы подтверждена аналитическим управлением аппарата Совета Федерации, отметил он. 

Ранее Арсентьев сам попал в ДТП и ощутил действие нормы закона на себе. «Получается если добросовестный автомобилист признал свою вину и оформил все по европротоколу, но по незнанию или забывчивости не уведомил свою страховую компанию, она вправе взыскать с него все убытки. Сейчас это стало массовым явлением. Страховые компании активно используют этот подпункт, чтобы переложить материальную ответственность на виновника аварии, у которого по сути не остается выбора», ‒ говорил депутат.

Страховщики категорически против

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев категорически не согласен с инициативой. Право регресса в подобных случаях – это сложившаяся международная практика, страховщики начнут испытывать серьезные затруднения при принятии решения, указывает Евгений Уфимцев.

«Например, если одна сторона принесла извещение, в котором вторая сторона написала: «Я несогласен», но не принесла свое извещение. Как тогда быть страховщикам?», – приводит пример исполнительный директор РСА. 

Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование», обращает внимание на то, что уже сейчас основная часть убытков по ОСАГО урегулируется через европротокол. Сотрудники ГИБДД в ближайшем будущем перестанут выезжать на место ДТП, кроме тех случаев, когда есть пострадавшие. 

Отсутствие санкций за непредставление документа (который сейчас является фактически единственным документом, позволяющим принять решение по убытку) повлечет за собой недостаток достоверной информации о ДТП, и страховщики будут лишены возможности узнать, страховой ли это случай. «В итоге реализация данной инициативы может вызвать резкий рост убыточности по ОСАГО, что в конечном итоге может стать причиной удорожания полисов», – считают в «АльфаСтраховании».